Темная сторона города: николаевская преступность в ХХ веке

Преступный мир Николаева породил несколько одиозных личностей, о которых можно было бы снимать детективные сериалы. Дореволюционные криминальные коммуны, банды гастролеров и лихие девяностые — неотъемлемая темная сторона старого Николаева, который в начале ХХ века был промышленным и торговым городом. Здесь жило немало богачей, имущество которых было лакомыми кусочками для местных криминальных группировок, занимавшихся преимущественно ограблениями. Больше на mykolayivski.info.

«Тузькин двор»

Первый официальный «глухарь» по ограблению в Николаеве можно датировать 1913 годом. Именно тогда Николаев узнал шокирующую новость — неизвестные ограбили дом историка, общественного деятеля, писателя и композитора Николая Аркаса, в котором жила его вдова с семьей. Злоумышленники нанесли ущерб на пятьдесят тысяч рублей — огромные деньги по тем временам. Полиция так и не нашла воров.

До революции в Николаеве орудовали несколько банд, занимавшихся торговлей людьми, ограблениями, содержанием борделей. Криминальная элита тех времен любила проводить время на постоялом дворе, расположенном на улице Лягина. Тогда она называлась Рождественская.

Интересное место, мимо которого простому николаевцу лучше было проходить быстро и незаметно, представляло собой «малину» — любимое место шулеров, воров и криминальных гастролеров. Этими субъектами были заняты все номера постоялого двора. Надо добавить, что полиция старого Николаева при его упоминании со страданием закатывала глаза, ведь этот «двор чудес» был для нее настоящей головной болью.

Эта криминальная коммуна называлась «Тузькин двор». До 1917 года власти пытались ее игнорировать, но впоследствии терпение чиновников лопнуло и часть злосчастного дома продали. Когда закончилась гражданская война, нужно было где-то расселять военных, возвращавшихся к «мирной» жизни. Но новые жители там не задержались надолго. Известный всему городу «двор чудес» вскоре снова заселился привычным контингентом – криминальными элементами. Продолжалась такая жизнь «малины» вплоть до оккупации Николаева в 1941 году.

«Николаевская банда»

Страшные пытки в концлагере Шталаг 364, нехватка продуктов, доносы, виселицы с окоченевшими телами посреди города — Николаев пытался это забыть и жить дальше после своего освобождения от фашистской оккупации в 1944 году.

Большие испытания, которые принесла Вторая Мировая Война, взбаламутили и криминальный мир. Появились новые персонажи, схемы, локации. После войны Николаев был просто заполнен всевозможными преступниками. В тот период в городе промышляла большая банда. 

Тогда еще не было модно называть банды именами их лидеров, поэтому злодеи себя называли просто «Николаевская банда». Состоял этот «коллектив» традиционно из тех, кто не нашел себе места в обычной жизни, из тех, кто не смог или не захотел быть частью «нормального» социума. Среди ее членов были дезертиры и бездомные военные, то есть те, кто умел пользоваться оружием и ненавидел систему. Банда занималась ограблениями, а жили ее участники в центре Николаева, в старинных подвалах здания, которое горожане потом знали как кинотеатр «Родина». Официальная «карьера» этих дерзких бандитов кончилась облавой. Но некоторым из них удалось бежать из города легендарными николаевскими катакомбами, которые, кстати, сочетались с подземными хранилищами того же здания, где жила банда.

Лихие 90-е

Именно так называют самое известное криминальное десятилетие постсоветского пространства. Это было время, когда криминальная среда непрестанно пополнялась новыми «кадрами», когда битвы за преступные империи иногда имели черты вендетты — уничтожение целых кланов криминальных авторитетов. Передел власти, возникновение новых бизнес-форматов и, соответственно, новые возможности для преступного мира. Тогда впервые стал известен термин «рэкет».

Многочисленные криминальные группировки Николаева были готовы перегрызть друг другу глотку за право «трясти» рынки, рестораны, магазины и т.д. Появился еще один термин — «крышевание», то есть на постоянной основе банда или продажные правоохранители предоставляли платные «услуги» предпринимателям по обеспечению защиты их бизнеса. Следует добавить, что особого выбора у предпринимателя не было. В случае отказа его могли просто убить. Следовательно, обеспечение защиты иногда было принудительным. На «крышевании» первых предпринимателей и кооперативщиков нажились многочисленные криминальные авторитеты.

Владимир Зацеркляный, подполковник полиции в отставке, бывший пресс-офицер Управления уголовного розыска УМВД Украины в Николаевской области, в своих публикациях упоминает те события, которые перепали именно на 1994-98 г.г. По его словам, в тот промежуток времени путем «заказа» и банальных перестрелок было убито множество николаевских уголовников, которые кичились статусом «уголовного авторитета».

Владимир Зацеркляный описывал случай, когда он в составе опергруппы выезжал на место убийства двух таких лиц — бандитов Рудика и Шабала, которых застрелили под открытым небом нанятые конкурентами киллеры.

Среди громких происшествий также стало убийство Анатолия Я. Этот криминальный авторитет, которого знали по кличке «Швора», поднял собственное состояние путем рэкета. В центре Николаева он открыл свой ресторан, где и был убит в 2001 году.

Ранее, в 1994 году, криминальный мир Николаева избавился от очередного серьезного конкурента. Ходили слухи, что «Чугуй», имевший за плечами много судимостей, создал ОПГ. Такие «профессиональные успехи» будто вызывали зависть других титулованных преступников. Поэтому ему вынесли смертный приговор, а собственно убийство произошло у подъезда дома его тещи, к которой он приехал с праздничным поздравлением. Там «Чугуя» уже ждали наемные убийцы, которые, кстати, потом были задержаны и осуждены.

Говорят, что криминальный авторитет «Лапа» хотел ввести в преступное пространство Николаева одесские ОПГ. Местным это, конечно, не понравилось, поэтому Владимир Лапюк был застрелен возле собственного дома. Но перед тем, как трагически отойти в «мир иной», «Лапа» заказал «коллегу» Анатолия Парпуру.

Начало 2000 годов стало финальной чертой в распределении криминального мира. Оставшиеся в живых авторитеты впоследствии стали бизнесменами, а горожане называют уже другие имена, когда говорят о местном криминале.

Кто становится криминальными авторитетами

Владимир Зацеркляный считает, что мафия заинтересована в наличии сильных лидеров, которые могли бы держать в «ежовых рукавицах» остальных представителей криминального мира и заставлять безоговорочно выполнять ее приказы. Среди таких приказов – уплата дани в воровскую кассу. Бывший николаевский пресс-офицер уголовного розыска уверен, что подобные личности всегда найдутся. По его мнению, из таких энергичных людей могли бы получиться хорошие спортсмены, руководители предприятий, но когда-то они стали на скользкий путь преступности и уже не смогли с него сойти. Дойдя до колонии, они видят «реальную власть» криминальных авторитетов, которые там отбывают свои сроки наказания, и переполняются желанием распоряжаться судьбами других людей и иметь огромные деньги. Они даже не боятся попасть за решетку, ведь там их будут ждать шикарные условия, которые они себе обеспечат.

Вплавь 900 километров по Днепру: история успеха Михаила Романишина

Профессиональный спорт требует незаурядной выдержки, психологической и физической силы воли, а также самоконтроля. На международных соревнованиях спортсмены показывают сверхчеловеческие возможности, чтобы завоевать "золото" Олимпиады...

От заводчанина до писателя — творческий путь Марка Лисянского

Николаевщина подарила городу и всему миру немало выдающихся личностей. У каждого поколения свои примеры для подражания, герои и любимые песни. Более полвека назад почти...
..... .